БМБ 14М
Мореходная яхта на подводных крыльях
Альберт Эйнштейн
БМБ 14M - комфортабельная, быстроходная и мореходная 14-метровая моторная яхта на подводных крыльях создана для дальних бездозаправочных походов в 2000 км на круизной скорости 80 км/ч.
Речь идет о возможности совершать путешествия на расстояние 800-900 км туда, где отличная рыбалка, охота и первозданная природа, и возвращаться домой без дозаправки. Осуществляется мечта каждого лодочника – заправки всегда хватит, можно ни в чем себя не ограничивать и быть где угодно, передвигаться быстро с несоразмерно малым расходом, причем на круизной скорости, а не двигаться потихоньку в водоизмещающем режиме для экономии топлива. В отличие от глиссирующих судов, на крейсерской скорости крылатые суда в 4 раза экономичней.
Рассматриваемая крылатая яхта - функционально продуманное изделие, удобное в использовании и обслуживании. Устранен главный недостаток судна на подводных крыльях – сложность или невозможность подхода и высадки пассажиров на необорудованный берег.
Это судно для отдыха, а не экспериментальный пустой необитаемый корпус для побития рекордов. Яхта предельно насыщенная исполнительными устройствами для обеспечения комфорта, с очень высокими ходовыми показателями, которые, на первый взгляд, не могут присутствовать одновременно.
Столь высокие ходовые характеристики БМБ 14М недосягаемы ни одним из мировых производителей моторных яхт близких габаритов.
Обычно, если судно быстроходное, то у него большой расход топлива, потому что скорость просто так не дается и дальность хода в этом скоростном режиме не велика. Взять большой запас топлива также проблематично, так как будет сложно выйти на глиссирующий режим. Поэтому, даже с дополнительными цистернами, производители быстроходных моторных яхт предлагают дальности не более 800 км с поддержанием круизной скорости в 40-50 км/ч.
Подводные крылья позволяют катеру одновременно иметь большую дальность передвижений, поддерживают высокую скорость и малый расход топлива. Некоторые схемы подводных крыльев поддерживают крыльевой режим в широком диапазоне скорости и волнения. Крылья обеспечивают мягкий безударный ход, в отличие от обычных глиссирующих катеров, которых уже бьет, а состояние находящихся в них людей становится невыносимым.
На БМБ 14М использована редко применяемая глубоко килеватая крыльевая схема подводных крыльев с пересекающими поверхностями типа «Утка». Прототипом которой является 40 метровый военный 220-тонный катер Проекта 133 «Антарес».
Разработчиком обеих крыльевых систем является специалист высочайшего уровня, на тот момент, начальник сектора «Гидродинамики крыльевых устройств» ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева, Волков Валентин Владимирович. По оценке качества крыльевой схемы Проекта 133 было дано заключение ЦНИИ Крылова, что она «близка к идеальной», т.е. более высокой оценки не бывает. Эта схема входит в последние разработки ЦКБ им. Р.Е.Алексеева на этапе развала СССР и реально возродилась в металле, с отделкой и комфортом уровня моторной яхты на предлагаемом судне модели БМБ 14М.
Доработка крыльевой схемы «Утка» на БМБ 14М коснулась управляемости с целью увеличения скорости входа в поворот (говоря языком автомобилиста, «остроты руля»), уменьшения радиуса поворота, уменьшения крена при боковом ветре и увеличения остойчивости. Обеспечен стабильный внутренний крен в поворотах во всем диапазоне скоростей. Ликвидировано явление падения с крыла и заваливания корпуса в сторону бокового ветра. Для облегчения разгона и выхода на крыльевой режим увеличены стартовые пощади кормового крыла на участках пересечения поверхности воды.
Крыльевая схема «Утка» значительно превышает по мореходности ту классическую самолетную схему, которая стоит на Метеорах, Кометах, Восходах, на СПК меньших размеров типа Невка, Дельфин, его дизайнерски осовремененной модели V2 Витамин, исторической Волги и нового, исключительно оригинального изделия с одним носовым крылом, Looker 440 отечественного производства.
В самолетной классике мы имеем большое носовое крыло, приподнятый нос на ходу, высокие носовые стойки и меньшие стойки в корме. В результате, получаем отрицательный угол установки крыльев относительно киля. При прорыве воздуха к носовому крылу (особенно при ходе на попутной волне соизмеримой с высотой стоек), наблюдается срыв с крыльевого режима, зарывание носом. В этом случае носовое крыло превращается в огромный подводный плуг, тянущий вниз. На волнении разгон и становление на крыло у этих самолетных схем происходит уже после того, когда просядет кормовое крыло. Корпус и носовое крыло приобретет положительный угол атаки относительно воды. Далее наблюдается цикличное движение с разгоном, проваливанием, зарыванием носом (и это в лучшем случае) или вообще судно не сможет встать на крыло и будет двигаться в водоизмещающем режиме, толкая перед собой воду и не имея всхожести на волну (подводный плуг не дает возможности всплыть носом на волну). На видеоролике «Восход уходит под воду» эта цикличность ярко продемонстрирована, с провалами и зарыванием носом поверх лобовых стекол салона.
Обработка видео...
Обработка видео...
Невка и Восход с самолетной схемой крыльев зарываются в волну.
Обработка видео...
У катера БМБ 14М носовое крыло полностью оголяется и вылетает из воды. Однако, он не зарывается как Восход или Невка, а легко проходит волну. Т.к. применена крыльевая схема "Утка".
Обработка видео...
Обработка видео...
Обработка видео...
Вылет в воздух носового крыла. После чего судно не зарывается и не сваливается с крыльевого режима.
Совсем иная картина наблюдается в схеме «Утка»:
• Маленькое носовое крыло, выполняет роль носового трима, который отслеживает волну (на него приходится и малая доля поддержания водоизмещения);
• Основной вес поддерживается большим кормовым крылом;
• Высота стоек носового и кормового крыльев примерно равна;
• Корпус судна идет параллельно воде.
•Носовое и кормовое крыло имеют положительный угол атаки относительно корпуса.
•Сопротивление крыльевой системы значительно меньше чем в классике и в первую очередь за счет меньшего количества вертикальных стоек.
Но главное превосходство «Утки» в мореходности. На волнении большем высоты стоек, при прососе воздуха к центроплану носового крыла и его провалу, (вызывающего клевок носом), пассажиры, находящиеся над кормовым крылом, данных изменений не ощущают. Нос судна разрезает более высокие волны, его объем легко выдергивает маленькое носовое крыло, этому способствует и его положительный угол атаки, и судно легко всходит на волну без зарывания. Отраженный от носа поток придавливается к засасывающей поверхности крыла, воздушный пузырь исчезает, и крыло восстанавливает свою подъемную силу.
БМБ 14М имеет высоту стоек 0.7 м и на волнении 0.75 м вообще не имеет ударов корпусом. Что позволяет поддерживать скорость 71-74 км/ч без перегрузки двигателя, с запасом по мощности 27-30 % от максимальной (280-295 л.с., с экономичностью 0.75-0.83 л/км).
На встречном волнении 1 - 1.2 м и встречном ветре 15 м/с с порывами до 20 м/с можно поддерживать скорость 58 км/ч. При этом нос проходит волну без касания килем, с периодическим рассечением резонансной 9-12 волны. Кормовая часть судна касается гребней волны и ощущаются периодические вздрагивания. Запас по мощности двигателя 20-25% (300 -320л.с., 1-1.1л/км). Такая мореходность по высоте волны рождается суммой высоты стоек и расстоянием от киля до скулы. Волна касается днища, но не выше скулы. Корпус идет параллельно воде.
На попутном волнении 1.5м скорость 47-52 км/ч, с регулярными разрезанием волны, наблюдаются толчки, но удары не значительны, и в несколько раз мягче чем на глиссирующем катере. Со стороны кажется, что судно идет на крыльях абсолютно ровно, огибая и иногда разрезая вершины волн. Разгрузка двигателя 20-15% (320 – 340л.с., 1.2-1.4л/км).
На двухметровой попутной ветровой волне с белыми гребнями судно разрезает каждую волну, проходя ее с погружением носа почти под палубу. Волна не перепрыгивает через фальшборт, хотя струя из якорного клюза летит, как из пожарного брансбойта прямо на лобовое остекление. Поддерживается скорость 41-47км/ч. При этой скорости возможно безотрывное огибание волны (запас по мощности тот же 15-20 %, расход 1.4-1.7л/км). Прибавить скорость невозможно, судно и так, летит с гребня во впадину, как в яму. Но значительных ударов нет, а цикличное продольное торможение, затем разгон и раскачивание есть. В этом случае скорость движения судна относительно волны около 26-32км/ч, т.к. волна и поверхностный слой воды сами по себе уже двигаются со скоростью 13-15км/ч. (в сумме набираются 47км/ч).
Столь комфортабельный ход БМБ 14М на волнении обусловлен не только крыльевой схемой «Утка», но и большим соотношением длины корпуса в 14 м к ширине по скуле 2 м. У корпуса большой развал бортов, выносные потопчины и очень острые носовые обводы. По сути, это соотношение близко к поплавку катамарана. Для исключения валкости установлены кормовые були-стабилизаторы, а кормовое крыло разнесено до ширины в 3.7 м.
Подход крылатого судна к необорудованному берегу осуществляется кормой на двигателе малого хода при поднятой колонке главного двигателя. С носа выбрасывается якорь для перпендикулярного растяжения от берега. Расстояние от кормового крыла, имеющего осадку 1 м, до трапа кринолина 3.5 м. Кормоой откидной трап опускается в воду на 1 м и является также инструментом предупредительного контроля глубины, но с упреждением в 3.5м. Если подход к берегу невозможен, то высадка людей осуществляется на бортовом 3.6м РИБе оснащенном ПМ.
- Корпус изготовлен из морского алюминиево-магниевого сплава 1561;
- Крылья титановые;
- Габариты 14х4 м, осадка крыльями 1.1 м, при опущенной колонке осадка 1.3м;
- Дизельный двигатель c удлиненной угловой откидной колонкой Volvo Penta D6-400 DPH 400л.с.;
- Резервный двигатель малого хода 60л.с., обеспечивает скорость 12км/ч;
- Дизельгенератор 3.5 КВт, 220в;
- Максимальная скорость 92.6 км/ч;
- Круизная скорость 74- 80 км/ч;
- Инвертор 12/220в 2 КВт;
- Радар на 48 миль, картплотер 12 дюймов, эхолот, р/с, метеостанция, текущий и перспективный метеопрогноз по времени и ожидаемому местоположению;
- Автономный воздушный отопитель кают, автономный жидкостный отопитель (нагревает воду в бойлере и двигатель на стоянке, дублирует отопление кают, дополнительно в контур отопления установлены нагреватели DEFA 220в запитываемые от береговой сети или дизельгенератора);
- Камбуз: 2-x комфорочная электрическая плита камбуза 220в, микроволновка, автономная дизельная плита, холодильник и морозильная камера расположены в застеленной надстройке кокпита;
- Четыре независимые группы акумуляторов, включенные через диодные разделители, и дистанционно-управляемые зарядные реле (8 шт. АКБ Optima 75 Ah: бытовые 4шт, маршевого двигателя 2шт, дизельгенератора 1шт, двигателя малого хода 1шт);
- Зарядное устройство 60 А;
- Носовая и кормовая подруливающие устройства с упором по 90 кг;
- Носовой якорный цепной эл.брашпиль с режимом свободного падения на усилие 1000 кг;
- Цепь кл. 8мм, длиной 85м, якорь Плуг 15 кг;
- Солнечные батареи 400 Вт, 12В;
- РИБ 3.8м с ПМ 20 л.с. (с эл.стартером) размещается на купальной площадке;
- А/V, TV, видеонаблюдение по периметру с видеорегистрацией на ходу и на стоянке;
- Спальных мест на 8 чел. (4х2): остекленный кокпит где стол опускается и трансформируется в 2-х спальное место; носовая 2-х местная каюта, 2-х местная каюта под постом капитана, салон с опускающимся столом трансформируется в 2-х спальное место;
- Заправка топливом 1500 л;
- Максимальная дальность хода на круизной скорости, по тихой воде, не менее 2000 км;
- Расход топлива на волнении 0.5 м менее 0.75 л/км при круизной скорости 75 км/ч;
- Купальная площадка (кринолин) 4 х 3м с релинговым ограждением и откидным трапом. Одна из бортовых сторон ограждения поворачивается при сбросе РИБа. На другой стороне установлена эл.лебедка для затягивания РИБа;
- Цистерна питьевой воды 130 л, бойлеры горячей воды 85л, фекальная цистерна 100 л;
- Визуализация степени засорения топливных фильтров-сепараторов на пульте капитана;
- Звуковая и световая сигнализация о наличии воды в топливе;
- Дистанционное включение с пульта капитана дополнительных фильтров при засорении основных фильтров;
- Подводные прожекторы освещения для ночной рыбалки;
- Тиковое покрытие палубы и купальной площадки;
- Релинговое ограждение по всему периметру с потопчинами шириной 300 мм;
- Ограждение по периметру купальной площадки высотой 930 мм с держателями удилищ, кранцев, спасательного плота и круга, доп. канистр для РИБа, канатов, шватовых концов;
- Дистанционное радиоуправление носовым и кормовым подруливающим устройством, подъемом и спуском якоря;
- Спасательный плот ПСР-10У на 10 чел., радиолокационный ответчик SAR-9, аварийный радиобуй SEP-406;
- Судно сертифицировано Российским Речным Регистром на класс Ммс для пассажирских перевозок, имеет соответствующее насыщение для обеспечения безопасности и Лицензию;
- Только БМБ 14М способно осуществлять для 8-9 гостей:
- бездозаправочные экскурсионно-прогулочные туры в любую точку Байкала в течение светового дня на расстояние до 670 км;
- туристские туры вокруг Байкала длительностью от 2-х дней, с быстрым и неутомительным посещением всех самых ярких достопримечательностей.